Пытка электричеством отменяется (газета <МГ>)
Что дадут жителям многоэтажек прямые договора с поставщиками коммунальных услугИгорь СИЗОВ
Сколько можно пытать человека электричеством? Мой опыт показывает: бесконечно долго. Вот уже четыре года я живу в новой квартире и каждый раз со страхом включаю электрочайник или пылесос. Так как в любой момент может вырубиться свет. Электриков в квартире перебывало великое множество, как хороших (которые уже с утра хороши и с немым укором ждут благотворительного взноса на опохмелку), так и разных (привыкших ссылаться на разные объективные обстоятельства). Но их героических усилий хватает ненадолго, и пытка электричеством вскоре возобновляется. Но я сейчас речь веду не о людях в синих халатах с пассатижами в руках. Давно пора менять не только проводку, но и всю систему коммунального обслуживания, доставшуюся нам от светлого прошлого. Ведь что, по сути, изменилось со времен известной миниатюры Аркадия Райкина. Помните: один пиджак кроит, другой к нему пуговицы пришивает, а за дикцию никто не отвечает.
Кстати, за положительным опытом не надо ехать на загнивающий Запад. Москва, Кострома, Иваново уже живут по новому Жилищному кодексу. А этот документ позволяет собственнику жилья перейти на прямые расчеты с той же энергоснабжающей организацией, которая сама собирает платежи и непосредственно отвечает за качество предоставленных услуг. У нас же пока посредником выступает одна из управляющих компаний или товарищество собственников жилья. А где посредники, там и неразбериха. Но, кажется, лед тронулся. Недавно по инициативе администрации Липецка началась работа над пилотным проектом по переходу на прямые договора жителей трех многоэтажек в 26-м микрорайоне.
- По большому счету, инициаторами выступают жители города, - говорит первый заместитель главы администрации Липецка Валерий Федоров. - Они в той или иной форме давно ставят вопрос о переходе на договора непосредственно с поставщиками энергоресурсов. Сегодня в городе действует старая, оставшаяся от советских времен схема, когда управляющие компании выступают как чистой воды посредники. Они не производят энергоресурсы, не являются собственниками сетей. Они искусственно поставлены между конечным потребителем и поставщиком, чтобы собирать с первых оплату и рассчитываться со вторыми. А жителям нужны прежде всего гарантии стабильности, надежности электрообеспечения. Да, в Липецке пока из-за задолженности не отключалась горячая вода и свет. Но в других регионах - это обычная практика. Суть перемен в том, что каждый должен отвечать за свое. Посреднику останется функция обслуживания жилья - уборка двора, подъезда... А энергоснабжающая организация по договору будет обеспечивать теплом и электричеством жильца, который будет платить за эти услуги по выставленному ею счету.
Что это дает в стратегической перспективе? Когда энергетики получат всю цепочку вплоть до конкретной квартиры, то у них появится возможность и заинтересованность в техническом перевооружении. А без инвестиций невозможно покончить с технологическими потерями и банальным воровством. Суммы этих потерь огромны и сейчас компенсируются из бюджета. Вот почему городская администрация заинтересована в реализации проекта. Кстати, сами посредники в лице управляющих компании тоже за собственное расформирование. Сегодня у них масса функций, они постоянно испытывают финансовые проблемы, не могут выбраться из долгов.
Но главная задача, конечно, облегчить жизнь собственников квартир. У них теперь появится юридическая возможность платить только за оказанную услугу. Ведь сейчас парадоксальная ситуация: мусор давно не вывозился, горячей воды не было, но мы вынуждены рассчитываться за все указанные в квитке услуги. Или взять другую порочную практику наших нынешних расчетов за коммунальные услуги. По сути, каждый законопослушный жилец платит не только за себя, но и за <того парня>, который давно живет в долг.
И когда мы предъявляем жалобы, ждать реакции на них частенько приходится долго, ведь управляющая компания каждый раз выясняет, кто виноват. Если виновата энергоснабжающая организация, жалобу перенаправляют к ней. К тому времени и холодильник разморозится, и мы уже от холода подхватим <любимый> грипп.
- Переход на прямые договора позволит повысить оперативность решения коммунальных проблем жильцов, у нас будет больше возможностей для обеспечения высокого качества обслуживания, - говорит заместитель генерального директора по стратегическому развитию Липецкой городской энергетической компании Алена Рыбушкина. - А это основная наша цель - развернуть коммунальное хозяйство города лицом к конечному потребителю, обеспечить новый уровень надежности, удобства и качества.
Итак, до 1 марта 2006 года жильцы должны провести собрания и выбрать способ управления домом. Есть возможность самим определить компании, с которыми будут подписаны договора на обслуживание и предоставление коммунальных услуг. Если такие собрания не состоятся в назначенный срок, то решение будет принимать администрация. Не знаю, как вы, а я хотел бы сам выбрать тех, кто будет отвечать за электроснабжение, коммунальное обслуживание и т. д. По крайней мере, появится возможность спросить непосредственно с исполнителя, а не с многочисленных посредников.
Газета МГ
На следующей неделе будет подписано соглашение между администрацией Липецка, ЛГЭКом и управляющими компаниями о реализации проекта по переходу на прямые договора энергоснабжения. Затем предполагается провести собрания с жителями 26-го микрорайона.