2004-2025
© Липецкая городская энергетическая компания

Из чего хотим напиться? (газета <Добрый вечер>)

В 2005 году число аварийных ситуаций в водопроводных сетях Липецка заметно сократилось - от 30 (!) до 5 - 6 (!) аварий за сутки. Это официальная статистика. И она радует, поскольку все мы мечтаем о бесперебойном водоснабжении.
Но сейчас потребителя серьезно волнует и качество живительной влаги. Слишком много тревожной информации - импортной и отечественной - на телеканалах, в печатных СМИ. Есть о чем задуматься. Есть о чем поговорить и с директором комплекса водоснабжения Липецкой городской энергетической компании Александром Яськовым. А он нас, честно говоря, первой же фразой смутил: из чего хотим напиться? Даже с запасом:


- Качество питьевой воды в Липецке вполне соответствует международным требованиям. Это могло бы нас устраивать, если бы не одно существенное <но>.

- И в чем же заключается это существенное?
- Сегодня 40 процентов российского населения уже употребляет некачественную питьевую воду. К счастью, мы в это число не входим. Но это пока, если сейчас не бить тревогу по поводу загрязнения подземных вод разнообразными отходами, бытовыми стоками, нефтепродуктами. На отдельных водоисточниках уже наблюдается тенденция к повышению нитратов. Впрочем, ничего нового я не открываю - проблема общая, столь же общеизвестная. Так же - сообща - ее себе и создаем, поскольку наибольшую опасность для населения представляют... неорганизованные свалки. Это - мины замедленного действия. Они уже воздействуют на ныне живущих. Но в ещё большей степени сработают в адрес будущих поколений. Проблема очень актуальна уже потому, что некоторые наши водозаборы расположены в самом городе. Почти половина населения Липецка проживает в зонах санитарной охраны второго и третьего поясов. Так что будущую тревогу по поводу загрязнения воды мы, сами того не замечая, неустанно приближаем.

- И какой же выход?
- Скорее всего - переходить на более глубокие водоносные горизонты. Если сегодня у нас самые глубокие скважины до 100, то придётся опуститься до 200 метров. Естественно, это скажется на себестоимости добычи. Но уже сделано несколько разведочных скважин, результаты анализов в которых показали высокое качество воды. Правда, и здесь оговорки - нижние водоносные горизонты более бедные по запасам.

- Кстати, а липецкие запасы питьевой воды как-то прогнозировались? Ведь, по подсчётам ООН, через десять лет в странах с хронической нехваткой воды будет проживать половина населения планеты.
- Воды у нас достаточно, только надо ее грамотно распределять. В новом году мы планируем принять на обслуживание посёлок Матырский, который вошёл в черту города. Там перебои случаются - летом вода подаётся по часам. Но мы эту проблему поэтапно решить готовы! Повторюсь - у нас нет проблемы недостатка воды, у нас есть проблема её нерационального использования. В Европе давно уже взят курс на экономию водных ресурсов. Германия, которая вышла в лидеры сберегающих технологий, снизила потребление воды до 127 литров на человека в день, по России в среднем - 278 литров, у нас в Липецке - 245. То есть получается, что россиянин потребляет воды в два раза больше, чем человек в развитых странах. Американцы подсчитали, что 77 процентов воды, потребляемой в коммунальном секторе, расходуется на санитарно-гигиенические нужды.. На питьё и приготовление пищи тратится всего 5 процентов, на мытьё посуды - 6, стирку - 4, уборку помещений - 3, прочие нужды - 5 процентов общего объёма потребления.
В общем, нужен учёт воды, причём на всех этапах - добыча, транспортировка, реализация. Я думаю, что у себя в комплексе водоснабжения в ближайшие полтора-два года мы всё оснастим приборами учёта.

- Александр Михайлович, немало звучало критики по поводу целесообразности объединения тепло-, электро- и водоснабжения города в рамки одной энергетической компании...
- Можно сказать, что зря ломали копья.

- Но, простите, особых перемен в коммунальной сфере липчане не почувствовали.
- И, на мой взгляд, это даже хорошо. Хорошо, что не почувствовали. Значит, не навредили, хуже не сделали. Ведь ни для кого не секрет, что переход из одной структуры в другую, как правило, сопровождается сбоями, срывами. Раз этого никто не заметил, значит, мы сработали в нужном направлении. Мы своего рода первопроходцы. Благополучное становление услуг по воде, теплу и электричеству произошло в рамках уже новой компании, аналогов которой нет в России.

- Хорошо. Перешли в другую структуру. Безболезненно для окружающих. А дальше? Жизнь-то продолжается.
- Не надо ждать моментальных изменений, когда из 740 километров водопроводных сетей в городе 60 процентов полностью (!) отслужили свой срок. На Соколе есть водопровод, который проложен в середине прошлого века. Но уже в этом году по инвестиционной программе ЛГЭК мы заменили 3,5 километра сетей, на следующий год заложили 8, а через два года выйдем на 18 километров в год! Уже это позволит предотвратить нарастание износа.

Более того, в рамках муниципального предприятия мы вряд ли могли позволить себе купить в Германии машину для очистки канализационных коллекторов под названием <Водяной мастер>. Её стоимость - около 15 миллионов рублей. Но она стоит этих денег - за полтора часа <Водяной мастер> выполняет объём работ, который бригаде из 14 человек по силам минимум на четыре дня.

Год был сложным, но интересным, поскольку мы сами стали видеть результаты нашей работы. Мы обновили третью часть насосного оборудования третьего подъёма - подача воды на верхние этажи. А это 112 насосов. Если в начале года у нас на устранение аварий уходили дни, то теперь часы. Впрочем, с этого наблюдения, подкрепленного официальной статистикой, и начиналась наша беседа.

Наша цель - повышение качества водоснабжения и канализования при снижении эксплуатационных затрат - остается главной. И уверен, что в следующем году мы существенно продвинемся в нужном направлении. А что касается качества и запасов питьевой воды в регионе, то здесь должен сознательно встревожиться каждый липчанин. Еще раз задуматься над вопросом: окружающая среда и мы - кто кого окружает? Кто больше плюет в колодец, из которого надеемся напоить потомков? Пресса о компании
ru


8 (4742) 23-67-28 Для работы с населением (с 8-00 до 17-00)
Юридический адрес: Россия, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4-а
Телефон: (4742) 23-62-04
Пн-чт: с 8-00 до 17-00
Пт: с 8-00 до 16-00
Центр по обслуживанию клиентов
Адрес: Россия, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4А
смотреть схему проезда