Шок - это по-прибалтийски (газета "Сегодня и завтра")
Реформировав ЖКХ, прибалты сделали эту отрасль прибыльной. Нам шоковая терапия не подходит, но поучиться есть чему.Руководители и специалисты Липецкой городской энергетической компании регулярно выезжают в командировки для изучения позитивного опыта. На сей раз объектом их пристального внимания стала Прибалтика, поскольку после распада Советского Союза Литве, Латвии и Эстонии пришлось пойти на быструю, а потому достаточно жесткую реформу ЖКХ.
О результатах своей поездки корреспонденту <Сегодня и завтра> рассказывает директор комплекса теплоснабжения 000 "ЛГЭК" Максим Хаустов.
- Каких-то выдающихся достижений или сверхновых технологий я там не увидел. Как и в любом деле, в реформе ЖКХ, проведенной в прибалтийских странах, есть свои плюсы и минусы.
- Давайте начнем с минусов, нам это ближе.
- К счастью, нас такие проблемы не коснулись. Реформа ЖКХ в Прибалтике прошла по шоковому варианту. Сегодня в Риге маловероятна ситуация, чтобы одинокая пенсионерка занимала трехкомнатную квартиру в центре города. Тысячи семей добровольно переехали в жилье меньшей площадью. Деваться им было некуда, поскольку там сразу либерализовали цены и на жилищно-коммунальные услуги. Люди платили за них львиную долю своих доходов. К слову, расходы семьи на эти цели, например, в США и в Европе составляют 30%. Чтобы сделать подобное в России, надо сначала повысить уровень жизни людей.
- Зачем же так завышать стоимость услуг ЖКХ?
- Это необходимо, поскольку у нас их оценка занижена. В Прибалтике тарифы не только возмещают стоимость услуг, но и обеспечивают прибыль, которая идет на реконструкцию теплосетей. В Риге за год обновляют 20 километров теплотрасс, что в три с лишним раза больше, чем у нас в Липецке.
- А горячую воду у них летом отключают?
- На день-два, чтобы провести гидравлические испытания.
- Почему же ЛГЭК проводит гидравлические испытания 21 день?
- Давайте уточним. Мы тоже проводим испытания за два дня, в оставшееся же время устраняем выявленные дефекты. Дело в том, что в Риге значительно обновили сети, особенно магистральные, и число порывов во время испытании у них несоизмеримо меньше, чем у нас. После испытаний они по исправным сетям, где нет дефектов, сразу начинают подавать горячую воду. А мы прошлым летом устранили 570 порывов, поэтому вынуждены отключать целые районы. Но в перспективе, надеюсь, мы от этого уйдем.
- В чем принципиальное отличие их реформы от нашей?
- На мой взгляд, оно заключается в управлении жилищным фондом. Весь вопрос в том, кто потребитель. У нас, по Жилищному кодексу, до 1 марта этого года россияне должны были выбрать управляющую компанию или создать товарищество собственников жилья. Но, наученные предыдущим опытом реформирования, люди не откликнулись. В результате пришлось перенести срок на январь 2007 года.
В Липецке образованы четыре управляющие компании - у каждой от 500 до 1000 многоквартирных домов. Согласитесь, таким объемом управлять довольно сложно. Четыре компании - четыре основных потребителя. Вы, например, знаете, к какой управляющей компании относится ваш дом?
- Нет
- Вот видите, а в Прибалтике в реформе активно участвовало само население. Со свойственной им педантичностью прибалты начали строить жизнь по новым правилам. Они добровольно и очень быстро объединились в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и уже не задают вопросов, для чего подобные товарищества нужны жильцам многоквартирных домов. ТСЖ управляют не только своими подъездами и <трубами>, но и окрестной территорией. Жильцы сами определяют предприятия, которые будут оказывать им услуги. На общем собрании решается, сколько нужно сантехников и как часто надо убирать лестничную площадку. Каждое товарищество, то есть каждый дом является потребителем.
Меня в первую очередь интересовало теплоснабжение. У них там нет понятия <начало и конец отопительного сезона>. Товарищество само решает, когда начинать подачу тепла и когда заканчивать. Для этого в ТСЖ назначаются ответственные за работус энергоснабжающими организациями. Они заключают договоры энергоснабжения, контролируют объемы тепла, передают параметры. Чтобы эти люди были компетентными, <Рижские сети> сами инициировали их обучение.
Естественно, каждое товарищество заинтересовано сократить платежи за энергоресурсы. Поэтому следующим этапом стала установка на вводе в каждый дом тепловых счетчиков. В Риге расход тепла на 100% контролируется домовыми приборами учета. Если у жильца в квартире имеется индивидуальный счетчик, например, на горячую воду, то отношения регулируются внутри товарищества. Оно не позволит тем, у кого больше потребление (больше квадратных метров), жить за счет других. Для рвгулиров-ки объемов потребления тепловой энергии установлены автоматизированные тепловые пункты. Система отопления закрытая, независимая.
Мне бы не хотелось углубляться в технологические вопросы - мы обобщили прибалтийский опыт и выработали полезные рекомендации, которых будем придерживаться. Целью моей командировки было извлечение уроков из тамошних реалий, а не полное заимствование опыта. Да это и невозможно. У нас население пока не готово к управлению жилищным фондом. Реформа ЖКХ в Прибалтике заняла около 10 лет. Опыт прибалтийских ТСЖ даже нерадивых хозяев убеди л в правильности выбранного пути.
- Кстати, о нерадивых. Как там поступают с неплательщиками за тепло?
- Мера одна - отключение. Товарищество само разбирается с нерадивыми жильцами вплоть до их выселения. У них уже с первого этапа реформирования проводилась очень жесткая платежная политика. Они отключали потребителей, которые не платят, невзирая на лица. По этим фактам была очень серьезная проверка прокуратуры и антимонопольного комитета. Но они приняли сторону теплоснабжающей организации - за услуги надо платить.
В Прибалтике ЖКХ сделали сферой для нормального бизнеса, в нем так же выгодно работать, как и в любом другом. Там не считают эту отрасль убыточной по определению. Энергоснабжающие организации быстро вышли на самоокупаемость, а затем стали получать прибыль для развития. У них государство отошло в сторону и практически не вмешивается в отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями.
- А тарифы тогда кто устанавливает?
- Муниципалитет. У них все логично, прозрачно, прописано в договорах. Государство, не вмешиваясь, выполняет наблюдательную функцию. За счет снижения издержек они лет пять не повышали тарифы. Это серьезное достижение.
- Если не помогало государство, то где в начале реформы прибалты нашли финансовые средства?
- Помимо либерализации цен на коммунальные услуги, там с самого начала активно стали привлекать инвестиции, в основном кредиты международных банков. За счет модернизации снижаются издержки. Например, в Таллиннских тепловых сетях за счет автоматизации технологических процессов сокращена численность персонала с 1100 до 265 человек. Окупаемость способствует возврату кредитов. А после вступления в ЕС к ним пошли денежные потоки из самых разных европейских фондов. К тому же власти прибалтийских стран не побоялись пустить на коммунальный рынок иностранные предприятия.
- А нам что мешает это сделать?
- У нас совсем другая ситуация. Иностранцев в первую очередь отпугивает несовершенство российского законодательства в сфере ЖКХ. Но если взять нашу компанию, то мы сейчас работаем над привлечением иностранных инвестиций. Недавно ЛГЭК' посетил ведущий банкир отдела коммунальной и энергетической инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития Евгений Офрихтер. Он встретился с руководством города и нашими менеджерами, побывал на объектах. Учитывая, что банк придает особое значение коммунальной энергетике, мы проинформировали гостя о состоянии инженерных сетей и всей коммунальной инфраструктуры города. Визит носил ознакомительный характер, поэтому никаких решений о сотрудничестве или о предоставлении кредитных ресурсов пока не принималось. Тем не менее в ходе переговоров отмечался взаимный интерес. Как говорится, лиха беда начало.
Беседовал Федор Пахомов