Шок - это не по-нашему? ("Липецкая газета")
Реформировать ЖКХ можно по-разномуПосле распада Советского Союза страны Прибалтики начали быструю, а потому достаточно жёсткую реформу ЖКХ. Что получилось в итоге? Об этом - живые впечатления директора комплекса теплоснабжения ЛГЭК Максима Хаустова, недавно побывавшего в Латвии и Эстонии в составе делегации из руководителей и специалистов Липецкой городской энергетической компании.
- Максим Анатольевич, каковы первые впечатления после знакомства с жилищно-коммунальным хозяйством этих стран?
- Особых достижений и сверхновых технологий, применяемых в отрасли, я не увидел. Но в реформе ЖКХ, проведённой там, заметил определенные плюсы и минусы...
- Начнём с минусов, поскольку именно они тревожат всех.
- Таких минусов, как в Прибалтике, у нас, к счастью, нет. Там реформировали ЖКХ по шоковому варианту. Поэтому сегодня в той же Риге маловероятно найти одинокую пенсионерку, проживающую в трёхкомнатной квартире да еще в центре города. Тысячи семей добровольно переехали в жильё с меньшей площадью. Таковы обстоятельства, поскольку были либерализованы цены на жилищно-коммунальные услуги. Да так, что жильцам пришлось платить за них львиную долю своих доходов. Кстати, расходы семейного бюджета на эти цели в США, как и в Европе, составляют 30 процентов. В России этот вариант пока неприемлем - сначала надо повысить уровень зарплаты.
- Но с какой же целью там так высоко подняли стоимость услуг ЖКХ?
- Думаю, на это была объективная причина. В Прибалтике тарифы не только возмещают стоимость услуг, но и обеспечивают прибыль, которая идёт на реконструкцию инженерных коммуникаций. В Риге, например, за год обновляют 20 километров теплотрасс. В три с лишним раза больше, чем в Липецке! А у нас оценка услуг ЖКХ искусственно занижена.
- А горячую воду на какой период отключают?
- На день-два, чтобы провести гидравлические испытания.
- Почему же ЛГЭК гидравлические испытания растягивает на 21 день?
- Мы тоже проводим испытания за два дня, но затем начинается устранение выявленных дефектов. В Риге серьезно обновили все сети, особенно магистральные, потому-то количество порывов во время испытаний там неизмеримо меньше. После двухдневных испытаний по исправным сетям сразу же подается горячая вода. А мы прошлым летом устранили 570 порывов! Но в перспективе, рано или поздно, все наладится.
- В чем принципиальное отличие их реформы ЖКХ от нашей?
- В управлении жилищным фондом. Весь вопрос в том, кто потребитель. У нас по Жилищному кодексу до 1 марта этого года жильцы должны были выбрать управляющую компанию или создать товарищество собственников жилья. Но, наученные горьким опытом реформирования, люди на данное предложение не откликнулись. В результате выбор перенесен на январь 2007 года.
В Липецке образованы четыре управляющих компании. У каждой - от 500 до 1000 многоквартирных домов. Управлять такими объёмами довольно сложно. Четыре компании - четыре основных потребителя. Но многие ли липчане знают, к какой компании относится их дом? А в Прибалтике в реформе активно участвовало все население. Прибалты, не мешкая, начали строить жизнь по новым правилам. И быстро объединились в добровольные товарищества. ТСЖ управляют не только своими подъездами и трубами, но и дворовой территорией. Жильцы сами определяют предприятия, которые будут оказывать им услуги. На общем собрании решается, сколько нужно сантехников и как часто надо убирать лестничную площадку. Вот поэтому каждое товарищество и является потребителем.
Меня в первую очередь интересовало теплоснабжение. Кстати, там нет таких понятий, как начало и конец отопительного сезона. Товарищество само открывает тепло, когда оно ему нужно, и закрывает, когда не нужно. Для этого назначен человек, он отвечает за работу с энергоснабжающей организацией, заключает договоры энергоснабжения, контролирует объёмы тепла, параметры. "Рижские сети" инициировали обучение таких людей.
Естественно, каждое товарищество заинтересовано в сокращении размеров платежей за энергоресурсы. Поэтому устанавливает на вводе в каждый дом тепловые счётчики. В Риге, например, расход тепла полностью контролируется домовыми приборами учёта. Если в квартире имеется индивидуальный счётчик, тогда отношения регулируются внутри товарищества, что не позволяет тем, у кого больше потребление тепла, жить за счёт других. Для регулировки объёмов потребления тепловой энергии установлены автоматизированные тепловые пункты. Система отопления домов закрытая, независимая.
Прибалтийский опыт мы обобщили, выработали рекомендации, которых будем придерживаться в своей работе. Главное - извлечь уроки, а не переносить особенности чужого опыта на нашу действительность. Да это и невозможно. Население Липецка пока не готово к самостоятельному управлению жилищным фондом. Хотя опыт прибалтийских ТСЖ убедил даже нерадивых хозяев в правильности выбранного пути.
- А как решается проблема неплатежей? Какие санкции предъявляют к неплательщиками за тепло?
- Мера одна - отключение! А уж товарищество само разбирается с нерадивыми жильцами - вплоть до выселения. Уже с первого этапа реформирования введена и проводится очень жёсткая платёжная политика. По фактам подобных отключений были очень серьёзные проверки прокуратуры и антимонопольного комитета. Но они приняли сторону теплоснабжающей организации: за услуги надо платить!
Другими словами, ЖКХ сделали сферой бизнеса, в котором также выгодно работать, как и в любом другом. И не считают эту отрасль убыточной по определению. Энергоснабжающие организации быстро вышли на самоокупаемость, а затем стали получать прибыль для развития. Государство же отошло в сторону, практически не вмешивается в отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями.
- Кто устанавливает размеры тарифов?
- Муниципалитет. Все фиксируется в договорах. Так вот, за счёт снижения издержек уже пять лет там не повышали тарифы!
- Откуда в начале реформы изыскивались финансовые средства?
- Помимо либерализации цен на коммунальные услуги, там с самого начала активно стали привлекать инвестиции - в основном кредиты международных банков. Издержки снижаются за счёт проводимой модернизации. Например, в тепловых сетях Таллина автоматизация технологических процессов сократила численность персонала с 1100 до 265 человек. Быстрая окупаемость способствует возврату кредитов. После вступления в ЕС пошли денежные потоки из разных европейских фондов. К тому же власти не побоялись пустить на коммунальный рынок иностранные предприятия.
- Приемлемо ли это для России?
- У нас совсем другая ситуация. Иностранцев здорово отпугивает несовершенство российского законодательства в сфере ЖКХ. Хотя в ЛГЭК мы серьезно работаем над привлечением именно иностранных инвестиций. Недавно компанию посетил представитель отдела коммунальной и энергетической инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития Евгений Офрихтер. Он встретился с руководством города и нашими менеджерами, побывал на объектах. Учитывая, что банк придаёт особое значение коммунальной энергетике, мы проинформировали гостя о состоянии инженерных сетей и всей коммунальной инфраструктуры города.
Визит носил ознакомительный характер, поэтому никаких решений о сотрудничестве или о предоставлении кредитных ресурсов пока не принималось. Тем не менее в ходе переговоров наметился и взаимный интерес. Одним словом, перемены в ЖКХ - вопрос времени.
Интервью вел Владимир Михаилов.