Если быстро - значит, жестко... (газета "Добрый вечер")
После распада Советского Союза Литве, Латвии, Эстонии пришлось пойти на быструю, а потому достаточно жёсткую реформу ЖКХ. Что же в итоге получилось? Руководители и специалисты Липецкой городской энергетической компании регулярно выезжают в командировки для изучения опыта. Наш корреспондент беседует с директором комплекса теплоснабжения ООО <ЛГЭК> Максимом Хаустовым.- Максим Анатольевич, после поездки в Латвию и Эстонию каковы ваши общие впечатления?
- Сверхновых достижений и технологий я там не увидел. Как и в любом деле, в реформе ЖКХ, проведённой в прибалтийских странах, есть свои плюсы и минусы.
- Давайте начнём с минусов, нам это ближе.
- К счастью, у нас таких минусов не было. Реформа ЖКХ в Прибалтике прошла по шоковому варианту. Сегодня в Риге маловероятна ситуация, чтобы одинокая пенсионерка занимала трёхкомнатную квартиру в центре города. Тысячи семей добровольно переехали в жильё с меньшей площадью. Деваться им было некуда, поскольку там сразу либерализовали цены и на жилищно-коммунальные услуги. Люди платили за них львиную долю своих доходов. К слову, расходы семьи на эти цели, например, в США и в Европе составляют 30%. Чтобы у нас в России это сделать, надо сначала повысить уровень жизни людей.
- Зачем же так взвинчивать стоимость услуг ЖКХ?
- Это реальная необходимость. В Прибалтике тарифы не только возмещают стоимость услуг, но и обеспечивают прибыль, которая идёт на реконструкцию теплосетей. В Риге за год обновляют 20 километров теплотрасс, что в три с лишним раза больше, чем у нас в Липецке.
- А горячую воду летом они отключают?
- На день-два, чтобы провести гидравлические испытания.
- Почему же ЛГЭК проводит гидравли-ческие испытания 21 день?
- Мы тоже проводим испытания за два дня, но потом устраняем выявленные дефектные участки. Дело в том, что в Риге значительно обновили сети, особенно магистральные, и число порывов во время испытаний у них неизмеримо меньше, чем у нас. А мы прошлым летом устранили 570 порывов, поэтому вынуждены отключать целые районы.
- В чём принципиальное отличие их реформы от нашей?
- Принципиальное отличие заключается в управлении жилищным фондом. У нас по Жилищному кодексу до 1 марта этого года россияне должны были выбрать управляющую компанию или создать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но, наученные предыдущим опытом реформирования, люди не откликнулись. В результате пришлось перенести срок на январь 2007 года.
В Липецке образованы четыре управляющих компании - у каждой от 500 до 1000 многоквартирных домов. Четыре компании - четыре основных потребителя. Лично вы знаете, к какой управляющей компании относится ваш дом?
- Нет.
- Вот видите. А в Прибалтике в реформе активно участвовало само население. Со свойственной им педантичностью прибалты быстро объединились в добровольные товарищества. ТСЖ управляют не только своими подъездами и <трубами>, но и окрестной дворовой территорией. Жильцы сами определяют предприятия, которые будут оказывать им услуги. Каждое товарищество, то есть каждый дом, является потребителем. Меня в первую очередь интересовало теплоснабжение. У них нет таких понятий, как <начало и конец отопительного сезона>. Товарищество само открывает тепло, когда ему нужно, и закрывает, когда не нужно. Для этого назначено лицо, ответственное за работу с энергоснабжающей организацией.
Каждое товарищество заинтересовано сократить платежи за энергоресурсы. Поэтому они установили на вводе в каждый дом тепловые счётчики. Если у жильца в квартире имеется индивидуальный счётчик, то отношения регулируются внутри товарищества. Для регулировки объёмов потребления тепловой энергии они установили автоматизированные тепловые пункты.
У нас население не готово пока к управлению жилищным фондом. Реформа ЖКХ в Прибалтике заняла около 10 лет. Опыт прибалтийских ТСЖ даже нерадивых хозяев убедил в правильности выбранного пути.
- Кстати, о нерадивых. Как там поступают с неплательщиками?
- Мера одна - отключение. И товарищество само разбирается с нерадивыми жильцами, вплоть до их выселения. Они не просто отключали - отрезали потребителей, которые не платят, невзирая на лица. По этим фактам была проведена проверка прокуратурой и антимонопольным комитетом. Но они приняли сторону теплоснабжающей организации - за услуги надо платить.
Энергоснабжающие организации быстро вышли на самоокупаемость, а затем стали получать прибыль для развития.
- А тарифы кто устанавливает?
- Муниципалитет. Государство, не вмешиваясь, выполняет наблюдательную функцию. За счёт снижения издержек они лет пять не повышали тарифы.
- Если не помогало государство, то где в начале реформы они нашли финансовые средства?
- Помимо либерализации цен на коммунальные услуги, там с самого начала активно стали привлекать инвестиции, в основном кредиты международных банков. За счёт модернизации снижаются издержки. Например, в Таллинских тепловых сетях автоматизация технологических процессов сократила численность персонала с 1100 до 265 человек. А после вступления в ЕС к ним пошли денежные потоки из европейских фондов. К тому же власти прибалтийских стран не побоялись пустить на <коммунальный> рынок иностранные предприятия.
- А нам что мешает это сделать?
- Иностранцев в первую очередь отпугивает несовершенство российского законодательства в сфере ЖКХ. Но мы сейчас работаем над привлечением иностранных инвестиций. Недавно ЛГЭК посетил ведущий банкир отдела коммунальной и энергетической инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития Евгений Офрихтер.
Визит носил ознакомительный характер, поэтому никаких решений о предоставлении кредитных ресурсов пока не принималось. Но в ходе переговоров отмечался взаимный интерес. Как говорится, лиха беда - начало.