Разорвать замкнутый круг ("Липецкая газета")

— Когда со сменой администрации Липецка власть вплотную занялась положением дел в городском жилищно-коммунальном хозяйстве, то картина открылась далеко не впечатляющая. Вернее, впечатляющая, но с минусом.
Нужны были перемены: накопилась огромная задолженность, три муниципальных предприятия, которые действовали в то время в Липецке, были планово-убыточными, неуправляемыми, отсутствовала программа их развития. Жили одним днем. К тому же финансирование велось по остаточному принципу, что явно не отвечало реальным потребностям. Понятно, что возник логичный вопрос: а почему все так происходит? И до каких пор можно работать в таких условиях?
...Так был запущен механизм создания городской энергетической компании, инициатором создания которой стал глава Липецка Михаил Гулевский. На первых порах «порулить» жилищно-коммунальным хозяйством города захотели многие, особенно варяги из столицы. Какие цели преследовали они — объяснять не надо. Однако было принято разумное решение — порядок следует наводить самим. А когда задача ясна, то и пути ее решения сформировать проще. Первые два с половиной года ушли на черновую работу — по сути подготовку к созданию компании. В апреле 2004 года Владислава Смирнова назначили ее генеральным директором. Собственно, с этого времени и начались перемены.
— Откровенно говоря, — признается он, — большого желания возглавить новую структуру не было. Но сказалась серьезная выучка, опыт работы на Новолипецком комбинате. Любой хозяйственный комплекс — не мертвая, смонтированная однажды система, а развивающийся организм. Она должна меняться в зависимости от меняющихся условий. За прошедшее пя тилетие сформирована базовая структура, но изменения продолжаются. Главное, что было сделано, — мы превратили управления в технические подразделения. В этом — принципиальная особенность преобразования. То есть появились производственные подразделения и надстройка — управляющая компания, которая решает непосредственно финансово-экономические проблемы. А значит, управленческий механизм обрел реальные рычаги влияния и контроля за деятельностью всего хозяйственного комплекса.
Другими словами, была создана структура, способная решать не только текущие производственные задачи, но и развиваться в будущем. Это главный итог пятилетних усилий. Компания работает прибыльно, у нее интенсивный путь развития. Ежегодно в деятельность ЛГЭК привносится что-то новое: недавно взяли, например, кредит Европейского банка реконструкции и развития, началось преобразование компании в акционерное общество. У ЛГЭК есть будущее — это радует.
Почему именно такой вывод делает Владислав Смирнов? А потому, что работа всех служб или подразделений компании системно организована, создан отлаженный механизм, в успехе заинтересованы все — от рабочего до директора. То есть произошел перелом в психологии работников компании: от равнодушия повседневного труда — к возможности трудиться творчески, на успех. Подчеркнем важность и серьезность такого вывода. Он вселяет пусть умеренный, но столь необходимый сегодня оптимизм.
Тем не менее, не решена пока главная проблема — надежного финансового обеспечения для радикального обновления изрядно обветшавшего хозяйства, средства на которое, как уже сказано выше, десятилетиями выделялись по остаточному принципу.
— Лучше всего ситуацию проиллюстрировать несколькими цифрами, — объясняет положение дел Владислав Анатольевич. — Чтобы обновить тепловые сети города, нужно более одного миллиарда рублей сроком на пятнадцать лет. В нашем распоряжении 250 миллионов, то есть четверть от потребности. Всем ясно, что средств недостает: нужно поменять 10 километров сетей, мы в силах заменить всего два километра. То есть сетевое хозяйство обновляется всего на четверть от необходимых объемов. Значит, при таких темпах пятнадцати лет не хватит, потребуются все шестьдесят. К тому же учтем, что стареет все, в том числе и обновленное оборудование, а значит, финансовые потребности возрастают еще больше.
При существующих объемах инвестирования создается замкнутый круг, выйти из которого невозможно. Мы латаем в одном месте — рвется в другом. Нужны средства, но помощи ждать неоткуда, тем более компания регулируемая. Взяли кредит в банке, добавили еще 250 миллионов, но нужно еще столько же. Что делать? Надеемся, что акционирование компании привлечет инвесторов, а это даст дополнительные средства на реабилитацию хозяйства.
Да, старение сетей удалось замедлить. Но темпы замены их все же остаются очень низкими — именно из-за недофинансирования. И радости от этой истины никакой. Прежде всего потому, что проблема, как потерянная монета, существует, но ее никто не замечает. Власти трудности ЛГЭК осознают очень хорошо, но... есть другие задачи. А если оценивать экономику компании без учета реального уровня инфляции, роста цен на энергоресурсы, материалы и так далее, то положение дел и вовсе покажется очень даже неплохим. Но эти «если» существуют, и во множестве! Фактически же финансово-экономическая ситуация ежегодно ухудшается.
Это проблема всей России, не только Липецка, продолжает Владислав Смирнов. Проектов и «прожектов» по реабилитации сетей есть несколько. Но под ними, увы, нет финансового обеспечения. Не было раньше, нет и сегодня. Число же аварий на сетях ежегодно возрастает: при опрессовке в этом году количество порывов увеличилось на 20 процентов. А значит, вся прибыль вынужденно уходит на текущие ремонты, не оставляя ни гроша на обновление сетей.
Как можно выйти из этого замкнутого круга? В Германии, к примеру, тарифы и нормативы устанавливают сами энергоснабжающие организации, а не власть. То есть финансово-экономическая политика строится самим хозяйствующим субъектом. Да, в наших условиях это непросто — преодолеть финансовый дефицит ростом тарифов, куда и заложена инвестиционная составляющая. Очевидно, неплатежи и задолженности возрастут кратно. Но и нынешняя тарифная политика — разве это не беда? Беда, отложенная на какой-то срок, считает Владислав Анатольевич. Сейчас при стопроцентном обновлении сетей, — тепловых, электрических — аварий в той же Германии нет ни одной. Сбоев в работе оборудования тоже нет, качество подачи услуг высокое. Тарифы, кстати, при этом устанавливаются не бесконтрольно, их величину проверяют контролирующие органы, и нарушения наказываются жестко. Но путь, который они прошли, дал результат, и проблем, которые волнуют нас, в Германии уже не существует.
Однако надежд на преобразование Владислав Смирнов не теряет: инвесторы должны пойти в отрасль, кредиты станут доступнее. Да и в ЛГЭК работают люди не равнодушные — это также огромный резерв ее прочности. А значит, есть и перспектива. Но в складывающихся условиях старение сетей и невозможность их быстрой замены по-прежнему остаются острой проблемой. Может быть, ее удастся решить в ближайшее пятилетие? Ведь от этого зависит благополучие каждого жителя областного центра.
Владимир Петров