2004-2025
© Липецкая городская энергетическая компания

Прямые договора: добро или зло? ("Липецкий репортер")

     По закону, если более 50% жителей какого-то дома проголосовали за непосредственный способ управления, то можно переходить на прямые договора. И переходят. Но даже те, кто подписался под ними, зачастую не знают, для чего они это сделали.

Как известно, в Липецке более 150-многоэтажных домов перешли на прямые договора с ЛГЭКом. Ради чего? Кому это выгодно? Снизятся ли при прямых договорах коммунальные платежи? На эти и другие вопросы «РЕПОРТЕРУ» ответил директор по сбыту Липецкой городской энергетической компании Надежда БОРОВКОВА.

      - Надежда Васильевна, год назад ваша компания обслу­живала по прямым договорам всего 4 дома, а теперь уже 157. Чем вызван такой рост?

- В общей сумме коммуналь­ных платежей оплата энерго­ресурсов составляет весомую долю. И люди, видимо, хотят, чтобы их платежи были про­зрачными. Они вправе знать, на что уходят их деньги. Поэтому, минуя ГУКи, горожане наме­рены платить за тепло, воду и водоотведение непосред­ственно ресурсоснабжающей организации.

    - Что для этого необходимо?

- По закону ЛГЭК имеет право заключать прямые дого­вора лишь в том случае, если в доме введен непосредствен­ный способ управления. Это когда жители собираются, отка­зываются от посредника в виде управляющей компании и сами решают, каких подрядчиков нанимать и как сотрудничать с энергоснабжающими органи­зациями. Все это должно быть отражено в протоколе общего собрания. Только после этого мы выставляем квитанции по каждой квартире, и жильцы платят нам напрямую. Но внутридомовую инфраструктуру ЛГЭК не обслуживает, посколь­ку в соответствии с границей балансовой принадлежности мы поставляем энергоресурсы до стены дома. Для обслужива­ния внутридомовых сетей жите­ли нанимают фирму, которая им больше нравится.

 - Систему ЖКХ у нас столь­ко раз реформировали, что сам собой возникает вопрос: имеют ли прямые договора с энергетиками будущее?

- По жилищному законода­тельству существуют три формы управления многоквартирными домами: ТСЖ (товарищества соб­ственников жилья), УК (управля­ющие компании)и непосред­ственный способ управления. Товарищества не получили у нас широкого распростране­ния, деятельность управляющих компаний оставляет желать луч­шего. Надежда только на непо­средственный способ управле­ния, который позволит перейти на прямые договора с энергети­ками. Но этот переход оправда­ет себя лишь в том случае, если жильцы на деле станут хозяева­ми своего дома.

 - И какие проблемы возни­кают во время перехода на прямые договора?

- Разные. В первую очередь, налицо недостаток разъясни­тельной работы со стороны управдомов, активистов, зате­явших этот процесс. Все про­исходит, как правило, в форме заочного голосования. По зако­ну, если более 50% жителей какого-то дома проголосовали за непосредственный способ управления, то можно пере­ходить на прямые договора. И переходят. Но даже те, кто под­писался под ними, зачастую не знают, для чего они это сделали. А остальные вообще ничего об этом не слышали. Иприходится объяснять людям, что не ЛГЭК, а именно жильцы дома приняли такое решение.

Другие же считают, что при прямых договорах они не долж­ны оплачивать расходы воды и тепла на общедомовые нужды. Ошибочно! Сегодня жильцы являются совладельцами сво­его дома, это их собственность. И если общедомовой прибор учета показывает, что в доме потреблено столько-то тепла, воды, электроэнергии, то кто за это должен платить? Что непонятного? Печально одни на этом спекулируют,а другие тешат себя иллюзиями, будто платить за общие нужды не придется. В первом случае это непорядочно, во втором - просто глупо. Мы как выставляли счета по показаниям общедомовых приборов учета и нормативам, так и будем выставлять. Сколько потреблено энергоресурсов столько и должно быть оплачено.

 - Можете примерно сказать, насколько больше или меньше люди платят по прямым договорам?

- Это все равно, что сказать какая средняя темпере по больнице. Одни платят по счетчику, другие - по нормативу. Общедомовой прибор учета, как правило, списывается в конце месяца, а жители дают показания в разные дни: кто 5-го числа, кто 10-го или 23-го. Кто-то занизил данные, кто-то вообще забыл передать. И, естественно, суммируя показания индивидуальных приборов учета, вы никогда точно выйдете на показания общедомового прибора учета. Обязательно будут небалансы: в одном месяце больше, в другом - меньше. В квартирах, где нет счетчиков, как правило, нет экономии энергоресурсов, и мы не можем знать фактический расход горячей или холодной воды, обычно там текут краны, бачки унитазов. Думаете, это мелочь? Otнюдь! В одном из домов на 9-м микрорайоне из-за неисправности унитаза расход воды в сутки на одного человека составил 800 литров при нормативе 190. А оплачивают эти «небалансы» жильцы всего дома.

 - Тогда какая выгода горо­жанам от прямых договоров?

- Выгода может быть лишь в том случае, если жители дома, перешедшие на прямые догово­ра, разбираясь, за что они пла­тят, посмотрят в первую очередь на то, что происходит в их доме? Не текут ли трубы в подъезде и подвалах? Не скручивают ли соседи счетчики, не живут ли непрописанные люди? Исправ­ны ли сантехнические приборы у престарелой бабушки, а может, надо вызвать слесаря?

 Бывает, что в квартирах, где нет индивидуальных при­боров учета, прописан один человек, и оплата по нормати­ву начисляется на одного, а по факту квартира сдана в аренду, в ней проживают трое-четверо, и энергоресурсов потребляет­ся в несколько раз больше. По сути, это воровство, за которое расплачиваются честные люди, имеющие у себя приборы учета. У новых русских в многоэтажных домах есть сауны, джакузи, кото­рые потребляют огромное коли­чество воды, электроэнергии, но счетчиков в этих квартирах нет. За них также платят соседи.

 - А если жильцы наведут порядок в своем доме, допус­тим, все квартиры будут оприборены, и станут переда­вать данные приблизительно в одно время, то небаланс по дому снизится?

 - Да, его фактически не будет. Рыночные отношения приводят нас к пониманию того, что за все надо платить, а прямые дого­вора могут сделать оплату за энергоресурсы справедливой, и тогда честные потребители перестанут платить за «умных», точнее, непорядочных людей. И не случайно, что с каждым месяцем число жителей, желаю­щих перейти на прямые догово­ра, становится больше.

  Мария Кораблева

Пресса о компании
ru


8 (4742) 23-67-28 Для работы с населением (с 8-00 до 17-00)
Юридический адрес: Россия, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4-а
Телефон: (4742) 23-62-04
Пн-чт: с 8-00 до 17-00
Пт: с 8-00 до 16-00
Центр по обслуживанию клиентов
Адрес: Россия, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4А
смотреть схему проезда