Без лишних звеньев ("Липецкая газета")
Жители более полутора сотен многоквартирных домов областного центра перешли на расчеты за услуги, предоставляемые Липецкой городской энергетической компанией, непосредственно по прямым договорам. С надеждой, что размер платежей за ЖКУ все-таки снизится. Произойдет ли это и за счет чего? За комментариями наш корреспондент обратился к директору по сбыту ЛГЭК Надежде Боровковой.
- Надежда Васильевна, за год количество потребителей, перешедших на пря¬мые расчеты с компанией резко возросло: с 4 до 160 многоквартирных домов. Как вы оцениваете эту динамику?
- В общей сумме коммунальных платежей оплата за энергоресурсы составляет значительную часть. Естественно, потребители хотят, чтобы их платежи были прозрачными, хотят видеть, на что уходят их деньги. Это и определяет стремление населения платить за услуги непосредственно ресурсопоставляющей организации, минуя посредников.
- Как правильно оформить переход на такую схему оплаты?
- По закону ЛГЭК имеет право заключать прямые договоры лишь в том случае, если в доме введена форма непосредственного управления. То есть когда его жители отказались от посредника в виде управляющей компании. Такое решение должно быть отражено в протоколе общего собрания жильцов дома. Только после этого компания выставляет платежные квитанции по каждой квартире, и жильцы платят напрямую. Подчеркну, внутридомовую инфраструктуру ЛГЭК не обслуживает, компания поставляет энергоресурсы только до стены дома. Для обслуживания внутридомовых сетей жильцы выбирают себе подрядчика сами.
- Если подходить к ситуации в ЖКХ, скажем так, реалистично, то имеет ли перспективу переход на прямые договоры?
- Согласно требованиям жилищного законодательства есть три формы управ¬ления многоквартирными домами: ТСЖ (товарищества собственников жилья), УК (управляющие компании) и непосредственный способ управления. Товарищества, как видим, у нас пока не получили широкого рас¬пространения, деятельность управляющих компаний тоже немногих радует. Остаётся непосредственный способ управления, при котором можно перейти на прямые договоры с энергетиками. Но он будет оправдан, если жильцы на деле станут хозяевами дома, научатся экономить ресурсы.
- Какие проблемы могут возникнуть после перехода на прямые договоры?
- В первую очередь очевиден недостаток разъяснительной работы со стороны тех, кто затевает этот процесс. Принятие решения осуществляется, как правило, в форме заочного голосования. При этом большинство жильцов не интересуется, для чего они это сделали. А половина вообще ничего об этом не слышала. Тут и возникают недовольство, упреки, жалобы.
Есть категория жильцов, которые ошибочно считают, что при прямых договорах они вовсе не обязаны оплачивать расходы электроэнергии и тепла на общедомовые нужды. Заплатил за себя - и все. Но все жильцы являются совладельцами дома в целом, это их собственность. И если общедомовой прибор учёта показывает, что в доме потреблено столько-то тепла, воды, электроэнергии, то кто за это должен платить? Ведь все эти услуги потреблялись внутри дома! Понимания этой простой истины порой нет: одни на этом спекулируют, другие тешатся иллюзиями, что платить за общие нужды не придется. Тем временем счета выставляются по показаниям общедомовых приборов учета и действующим нормативам. Этого никто не отменял. Сколько потреблено энергоресурсов, столько и должно быть оплачено.
- Есть какая-то закономерность в изменении размера оплаты по старой схеме и по прямым договорам?
- Это всё равно, что сказать, какая средняя температура по больнице. Одни платят по счетчику, другие по нормативу. Показания общедомового прибора учета, как правило, снимаются на конец месяца, а жители передают показания как придется. Кто-то занизил данные или вообще забыл их передать. И, естественно, суммируя показания индивидуальных приборов учета, невозможно выйти на показания обще домового прибора. Обязательно будут небалансы: в одном месяце больше, в другом меньше.
В квартирах, где нет счётчиков, нет и экономии энергоресурсов - там текут краны, бачки унитазов и так далее. А это не мелочь! Из-за неисправного унитаза, например, потеря воды в сутки на одного человека составляет почти 800 литров при нормативе 190. Но, учтите, течет в одной квартире, а оплачивают потери все жильцы дома. Поэтому те, кто перешел на прямые договоры, должны разобраться - что происходит в их доме? Не текут ли трубы? Не горят ли лишние лампочки? И так далее. Бывает, что в квартирах, где нет индивидуальных приборов учёта, прописан один человек, и оплата по нормативу начисляется на одного, а по факту в ней проживают трое-четверо, и энергоресурсов потребляется в несколько раз больше. За это, надо понимать, тоже расплачиваются жильцы.
Но если люди наведут порядок в доме, то небаланс снизится или его фактически не будет, и оплата станет меньше. Такие примеры есть. Жильцам выгоднее заключать прямые договоры еще и потому, что ресурсоснабжающие организации в целом по году производят корректировку размера платы за отопление в соответствии с показателями общедомовых и индивидуальных приборов учёта (при их наличии). Например, ЛГЭК в ближайшее время произведет возврат жителям дома номер один по улице Политехническая 166 тысяч рублей, дома номер три -139 тысяч рублей. И так далее.
Безусловно, прямые договоры могут сделать оплату за энергоресурсы более справедливой, и тогда честные потребители перестанут платить за непорядочных. Поэтому с каждым месяцем число жильцов, желающих перейти на прямые договоры, возрастает.