ЛГЭК ужесточает требования к должникам

С 1 октября прошлого
года ЛГЭК начала переходить на прямые поставки тепла и воды населению. Если
раньше энергетики говорили, что сотни миллионов рублей им задолжали управляющие
компании, то теперь они напрямую имеют дело с жителями. О том, как будут взыскиваться
долги, в интервью с начальником вновь
созданной абонентской службы ОАО «ЛГЭК» Валерием
Горбатковым.
- Мы ставим перед собой достаточно
амбициозные цели – сделать оплату коммунальных услуг одной из приоритетных
задач для населения, чтобы люди
относились к этому, как к покупке продуктов питания, погашению кредитов и так
далее. Сегодня тепло, горячая и холодная
вода – это товар, за который надо платить вовремя, и при этом понимать,
что собранные денежные средства расходуются на благо самих липчан – на эти
деньги закупается оборудование, необходимое для нормального
функционирования городской инфраструктуры.
-
Но ведь многие не знают, за что платят?
- Согласен, введение с 1 сентября
прошлого года новых тарифов, нормативов, оплаты общедомовых нужд по теплу,
изменение методик расчётов - всё это
внесло некоторую сумятицу в коммунальные
платежи. Но, во-первых, это надо пережить,
и уже в скором времени всё войдёт в своё русло. А во-вторых, у каждого
владельца квартиры есть право обратиться в
расчётно-вычислительный центр по месту жительства и потребовать
перерасчёта, если допущена ошибка. Сегодня
подавляющее число жителей платят в полном объёме и своевременно, а наша новая
служба создана для того, чтобы работать с теми, кто не платит.
- С чего же вы начали?
- С составления базы данных. Нам
необходимо точно знать, кто оплачивает за тепло и воду в срок, кто исполняет
свои обязательства с задержкой в 1-3 недели, а кто является злостным
неплательщиком. Последние попадут в «черный список» и, к сожалению, именно из-за них компания
ежемесячно не дополучает миллионы рублей. Это те деньги, которые не идут своевременно на замену изношенных
сетей, проведение ремонтных работ, и в результате возможны аварийные ситуации с
отключением тепла, воды, электроэнергии, да и в целом ухудшение условий проживания
липчан.
-
Какие меры конкретно вы будете применять в отношении неплательщиков?
- Все люди разные: для одних
достаточно одного предупредительного звонка, для других - письма, а для воздействия на третьих,
возможно, понадобится обращение в суд. Важно
правильно квалифицировать категории
жильцов.
Давайте начнём с тех, кто задерживает
платежи хотя бы на 1-3 недели. Они
должны знать, что в действующем
законодательстве существует механизм начисления
пени. Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в случае
несвоевременной или неполной оплаты за коммунальные услуги у гражданина
возникает обязанность уплаты пени в размере 1/300 (одной трёхсотой) ставки
рефинансирования Центрального банка РФ
от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.
Конечно, это меньше, чем проценты,
которые вы платите любому банку за кредит, но всё же! И тут надо учитывать, что
пени – это, как правило, результат вашего небрежного, халатного отношения к
оплате квитанций.
-
А что ждет тех, кто имеет долг за несколько месяцев?
- В отношении их последуют более
действенные меры. Мы обязательно будем обращаться в суд, который взыщет с
неплательщиков в полном объёме и
основной долг, и пени, и судебные расходы. Эти люди должны осознавать, что за
долги у них могут арестовать имущество,
банковские счета (депозиты), ценные бумаги и это уже не позволит им спать
спокойно. В такой ситуации, допустим, захотел человек продать машину, но
сделать этого не сможет. А шанс вернуть имущество есть только при
условии полной оплаты долга.
Закон позволяет также удерживать долги с зарплаты
неплательщика, вводить временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации.
Так что те, кто собирается летом отдохнуть за границей, должны своевременно вносить
плату за тепло, горячую и холодную воду.
Через Национальное агентство кредитных историй о
неплательщике узнают все кредитные
учреждения, и вряд ли после этого какой
банк предоставит ему кредит.
Если же срок неплатежей достигнет шести месяцев, то вполне возможно принудительное выселение
должника из квартиры в помещение типа общежития. В нашей стране
такое уже практикуется.
-
Какая мера, на ваш взгляд, более эффективна по отношению к злостным неплательщикам?
- Мы намерены использовать
современные технологии, которые по опыту других регионов являются гарантией
быстрого взыскания долгов. Их применение даёт потрясающие результаты: 95%
должников сразу оплачивают задолженность или подписывают соглашение о её
реструктуризации.
- О чём речь?
- Например, в ближайшее время мы закупаем Устройство Дистанционного отключения
Водоотведения, которое позволяет блокировать канализацию в отдельной квартире, не заходя в неё. Без
этих удобств должники терпят не долго. Это
более эффективно, нежели отключение горячей воды или электроэнергии.
-
А насколько законно?
- Абсолютно законно. Работы по
временному ограничению водоотведению регламентируются действующим
законодательством. Сначала должнику в письменной форме направляется уведомление о том, что если
он в течение 30 дней не погасит долг, то ему будут введены ограничения в подаче
коммунальных услуг. Такое уведомление отправляется заказным письмом, либо
вручается потребителю под роспись. В нём указывается дата, когда произойдёт
ограничение. Если долг не будет погашен,
то неплательщику вручается уведомление о блокировке канализации за 3 дня до
указанного срока.
Но это, как вы понимаете, крайняя
мера, и нам не хотелось бы, чтобы наши потребители из-за своих долгов доводили
ситуацию до таких крайностей. В то же
время мы благодарны жителям, которые своевременно оплачивают энергоресурсы и
обеспечивают этим надёжное энергоснабжение города.
ПРЕСС-СЛУЖБА ОАО «ЛГЭК»